× Вы действительно находитесь в г. Москва? Все верно Нет, сменить регион

Стеснительность и робость ребёнка. Как перебороть?

Автор Сообщение
Супруга

17 дек 2013

Как помочь ребёнку побороть в себе стеснительность и робость? Бывает, что и в садике и в школе ребёнок стесняется рассказать стихотворение. В школе же ребёнок стесняется подойти к учителю и задать вопрос, если что-то не понял. Вопросов много, но сначала хотелось бы услышать ответ на этот.
Zwetylik

18 дек 2013

Если ребенок стесняется.
Этот абзац будет полезен всем родителям а так же всем тем кто так или иначе контактирует со стеснительными детьми. Ребенок может стесняться в школе отвечать на уроках, общаться с одноклассниками, или даже просто говорить. Застенчивый ребенок имеет слишком низкую самооценку. Застенчивость у детей это серьезный повод задуматься родителям о своем поведении! Почему ребенок стесняется? В этом скорее всего виноваты именно его родители. Родители слишком часто критиковали личность ребенка и этим самым снизили его самооценку. А, что делать если ребенок стесняется? С этим вопросом лучше обратиться к детскому психологу. Как правило детей можно легко и быстро вылечить от застенчивости. Но, для начала перестаньте критиковать личность ребенка. Если он что-то сделал не так, то не стоит говорить «Ты плохой». Лучше скажите в духе «Твой поступок плохой, а ты хороший». Порой родители и сами не замечают таких убийственных для ребенка фраз как: Дурак, идиот, недотепа, и т.п. Даже если вы в шутку и любя сказали слово «дурачок», то будьте уверены, что вы нанесли огромный вред психическому здоровью ребенка. Скорее всего разговор с детским психологом нужен будет и вам, как родителям. Если детская застенчивость сильно запущена и ребенок уже стал подростком, то его комплексы станут значительно сильней и мучительней для него. Подростковая застенчивость запросто может перерасти в суровую степень социофобии, при которой ребенок будет бояться всех социальных контактов с людьми и станет сидеть дома круглые сутки напролет. (С).
Zwetylik

18 дек 2013

Супруга

18 дек 2013

В интернете родители и сами прочитать могут. Мне важна практическая часть. Как родители борются и боролись с этим? Особенно с ребёнком-школьником. Может, на сайте есть психологи, которые дадут дельный совет?
Zwetylik

18 дек 2013

Психолог есть в Центре помощи Семье и Детям, вот только не знаю, бесплатный ли он для тех, кто к ним не относится .
Nat05

22 янв 2014

У меня тоже очень стеснительный ребенок, о словах и одергиваниях знаю, никогда не говорила ему этого, а он все равно стеснительный. Самооценку в садике психолог проверял- нормальная, а стеснительность осталась. Будет заниматься с ним и еще с несколькими детьми в садике. Наверно лучше к психологу обратиться, сейчас и в школе и в садиках есть. Понятно, что рекомендации родителям тоже нужны. Но мы, когда искали психолога, наслушались от некоторых еще по телефону, обвинения в адрес родителей и еще, что якобы с детьми до 7 лет психологи не работают, а работают с родителями, и все в такой грубой форме сказано, что не захотелось идти. Также ходили к психологу, та тоже прописные истины родителям втолковывала, которые я могу и из интернета прочитать, с ребенком не стала работать, и денежки взяла за сеанс вот и все избавление от стеснительности. Поэтому нормального практикующего психолога не так просто найти.
Клюква

23 янв 2014

А вы сами не стеснительная? Легко идете на контакт?
Мне кажется, если самооценка высокая, то ребенку нужен тренинг общения. В игровой форме - как знакомиться со сверстником, взрослым, какие слова при встрече, при прощании. Можете сами поиграть. То, что для нас элементарно, ребенок может воспринимать как взрослые разговоры), понимаете?
Очень хороши театральные кружки для неразговорчивых, и командный спорт в школьном возрасте- футбол, волейбол и т.п.
sunnysunny

24 янв 2014

есть в развивающих кружках тренинги личностного роста. Видела в перечне услуг в "Совёнок" и в "Ступеньках". Хочу дочку туда отдать - она в сентябре в школу пойдет. Думаю, как раз будет
Zwetylik

4 фев 2014

БАЛАНС «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ»

Меня беспокоит, что дочь в играх с другими детьми какая-то подчиняющаяся, безынициативная. Ей все командуют, ей достаются самые малопривлекательные роли. То она собачка, то лошадка и на ней верхом все катаются. Никогда свои условия не отстаивает. Вот что с ней сделать?
На детской площадке мамы, которые знают, что я психолог, часто обращаются с вопросами. Это нормально. Я тоже, если вдруг узнаю, что мама ребенка врач, обязательно что-нибудь спрашиваю. Например, ставит ли она своему малышу прививки…

Всегда подчиняющаяся девочка Катя пяти лет в это время играет в песочнице. Песок сухой, а из сухого песка куличики не лепятся. Катя принимает решение наполнить рядом валяющуюся пластиковую бутылку водой из лужи под качелями.

- Куда! Положи на место! – Катина мама остановила инициативу.

- Ну мааамааа, я хочу песок намочить! – по-моему, это как раз попытка Кати отстоять свои условия.

- Положи на место!– в голосе мамы нарастающая мощь.

- Я хочу намочить! – подчиняющаяся Катя даже топает ножкой.

- Я кому сказала! Нельзя!– мама не собирается сдавать позиции.

Катя бросает бутылку, садится в песочницу, но не играет. Надулась и сидит, разглядывая носки сандалий.

- Света, а почему нельзя? – осторожно спрашиваю у мамы

- Испачкается!

- Это страшно? Ты руками стираешь, или машинка-автомат?

- Автомат, конечно.

- Так пусть испачкается. Зато игра будет интересной.

- Я уже сказала, что нельзя. Я своих слов не меняю. Даже если я не права, все равно будет по-моему! – мама Света воинственно загудела – Я такая! Я всегда на своем настаиваю!

- То есть в споре с Катей всегда побеждаешь ты?

- Конечно!

-То есть, у Кати нет личного опыта победы в споре?

- Ну да.

- Значит, Катя привыкла всегда подчиняться. Привыкла, что ей командуют. И в играх с детьми она выполняет привычную для себя роль послушной девочки. Катя начинает привыкать, что все равно не будет так, как она хочет.

Пауза в разговоре – хороший признак. Значит, мама задумалась…

- И что? Мне теперь все ей разрешать???

- Зачем впадать в другую крайность? Просто периодически позволяй ей настаивать на своем. Попробуй 50/50. Пусть в половине споров побеждает дочь. Категорично запрещать стоит только то, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. А все остальное подлежит обсуждению.
Zwetylik

4 март 2014

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Заводя разговор о дурных детских привычках, мы обычно подразумеваем, что они наносят вред ребёнку. Однако мешают они в большей степени взрослым, а для детей выполняют некоторые полезные функции: например, помогают справиться с волнением или привлечь внимание взрослого к какой-то проблеме. Как бороться с детскими привычками и когда этого делать не стоит?

В мире детских привычек

Если мы захотим перечислить все вредные привычки детей, это занятие займёт ни один час. Мы не можем позволить себе такую роскошь, поэтому разделим их на две большие группы.

1. Навязчивые действия. К этому типу относятся такие неэстетичные ритуалы как сосание пальцев, обгрызание заусенцев и ногтей, ковыряние в носу, накручивание волос, покашливание и «шмыгание» носом на фоне полного здоровья. Некоторые дети склонны к более радикальным действиям и могут выдёргивать волосы на голове или на бровях, ковырять ранки или расчёсывать кожу до крови. На такое поведение ребёнка толкает чувство беспокойства. Находясь в состоянии напряжения и не имея возможности справиться с ним, малыш прибегает к самым доступным способам успокоения. Ведь далеко не всегда можно прижаться к маме или услышать от кого-то слова поддержки, а рот или нос – вот они! Можно спрятать туда пальцы, как в норку. После выполнения навязчивого действия ребёнок испытывает временное облегчение, поэтому оно очень быстро закрепляется.

Вредная привычка – своеобразный островок стабильности в непредсказуемом мире. Родители могут ругаться, сверстники – дразниться, но стоит начать сосать палец, как происходящее вокруг отходит на второй план, и ребёнок погружается в знакомые ощущения. Нервное напряжение может возникать по разным причинам: из-за эмоциональной холодности или давления взрослых, повышенной утомляемости, возбудимости из-за несоблюдения режима дня. Если родители стремятся устранить лишь внешние проявления дурной привычки, не пытаясь разобраться в переживаниях ребёнка, то ей на смену приходит другой ритуал. Необходимо помочь сыну или дочери найти другой источник положительных эмоций. Подробнее о том, как это сделать, вы прочтете далее в этой статье.

2. Стереотипные реакции. К данной категории можно отнести устоявшиеся способы поведения. Допустим, при разговоре со взрослыми малыш неизменно прячется за мамину спину, во время еды скатывает шарики из хлеба, постоянно перебивает бабушку на полуслове. Родители часто полагают, что подобное поведение - проявление детской вредности и невоспитанности, однако далеко не всегда это так. Ребёнок может знать, что так себя вести нехорошо, но при этом быть неспособным выполнить требования взрослых. Например, он не может проявлять дружелюбие и интерес к человеку, который вызывает у него настороженность, а стоять перед ним столбом, не прячась за спину мамы, как-то глупо. Вот ребёнок и возвращается к привычному способу поведения. Как только ему будет предоставлена достойная альтернатива в виде более удачной манеры поведения, он сможет отказаться от вредной привычки. Например, если мама отрепетирует дома с ребёнком несколько типичных диалогов, которые могут вести с ним её знакомые, он сможет потом применить свои знания.

Среди наиболее частых причин «неправильных» стереотипных реакций – завышенные требования взрослых. Так, родители могут не учитывать возрастных особенностей внимания, памяти и мышления ребёнка. Настаивая на том, чтобы четырёхлетка всегда клал вещи на место, взрослые получают кучу малу из игрушек на полке, которая вот-вот рухнет под их тяжестью. Или, например, бабушка ожидает, что младший школьник будет тихо ждать, пока она наговорится с соседкой, и не предлагает ему никакого занятия, чтобы он мог скоротать время.

Некоторые привычки в питании часто формируются также благодаря слишком высоким требованиям взрослых. Так, скатывание хлеба в шарики или изготовление из него «пистолетиков» провоцируются скукой за обеденным столом. Допустим, ребёнку не нравится какое-либо блюдо или он недостаточно голоден, а от него требуют, чтобы на тарелке ничего не осталось. Подбадривания родителей, обещание интересного занятия после еды позволят уменьшить частоту проявлений вредной привычки.

Другая распространённая причина – неумение ребёнка быстро ориентироваться в новой ситуации. Если в прошлый раз он смог уговорить папу купить вертолёт, пустив слезу, почему бы не воспользоваться этим способом снова и снова? Даже видя раздражение отца, малыш продолжает наращивать громкость своих рулад, полагая, что их убедительная сила также увеличится. Ребёнок не учитывает папиного эмоционального состояния и из-за этого не старается выбрать другой способ поведения. Как правило, неумение ориентироваться в незнакомых ситуациях проявляется в виде демонстрации самых примитивных эмоций с помощью плача, замахивания кулаком, нахмуренного лица. Не имея возможности сразу понять, что происходит, малыш на всякий случай занимает оборонительную позицию.

Тайные знаки

Поскольку вредные привычки сигнализируют нам о психологическом состоянии ребёнка, важно научиться обращать внимание на то, что предшествует их очередным проявлениям. С этой целью можно попробовать вести своеобразный дневник, где будет зафиксировано:

- время дня, в которое была замечена привычка;

- продолжительность «симптомов»;

- события, которые ей предшествовали;

- условия, при которых её проявления прекратились самостоятельно.

С помощью такого дневника родитель сможет установить конкретную причину появления вредной привычки именно у своего ребёнка. Ведь миллионы детей во всём мире ковыряют в носу, но одни это делают, потому что чувствуют физический дискомфорт из-за невозможности высморкаться, другие копируют поведение кого-то из сверстников, а третьи просто по природе своей слишком активны и в прямом смысле слова не знают, куда девать руки.

Кроме лучшего понимания причин поведения ребёнка, сам родитель благодаря дневнику сможет лучше следить за собственным поведением. Например, можно заметить, что малыш чаще всего кусает губы, когда взрослый делает ему замечания, и тем самым как бы сдерживает желание высказаться и защитить себя. В этой ситуации родитель придёт к выводу, что необходимо изменить форму, в которой он привык предъявлять претензии.

Как избавиться от вредных привычек?

Если уж бороться с вредными привычками, то не с их внешними проявлениями, а с причинами, которые были выявлены взрослым в процессе наблюдения. Согласитесь, что бесполезно мазать ногти горчицей, если ребёнок ищет способ успокоиться. Он просто поменяет одну вредную привычку на другую. Стоит ли спрашивать самого ребёнка о его привычках? Не приведёт ли акцентирование внимания на них к усугублению «симптомов»? Если ребёнку больше 5 лет, то он уже вполне способен следить (пусть и недолго!) за своим поведением и обсуждать то, что его волнует. Поэтому разговоры с родителями в доброжелательной форме помогут сыну или дочери лучше контролировать себя. Что касается малышей, то с ними можно обойтись без лишних рассуждений и сразу перейти к действиям.

Выражаем поддержку. Старайтесь внимательнее относиться к тем ситуациям, когда ребёнок волнуется или переживает. Участливый взгляд, осторожный вопрос – всё это подтолкнёт малыша к тому, чтобы вытащить палец изо рта и поделиться своими эмоциями. Постепенно он будет стремиться к подобным обсуждениям и вредная привычка станет проявляться всё реже и реже. Постарайтесь оградить ребёнка от семейных конфликтов, скорректируйте планку требований к нему и режим дня.

Развлекаем. Очень часто мелкие суетливые движения появляются у детей, которым не хватает физической активности. Не запрещайте ребёнку прыгать, бегать, шалить и помогите выбрать занятие по душе. Игра на музыкальных инструментах, вышивание, бисероплетение, конструирование надолго займут руки ребёнка. Сидение перед телевизором или компьютером, наоборот, провоцирует детей на то, чтобы что-нибудь ковырять или кусать.

Для непосед также подойдёт специальная «жвачка для рук» или резиновый «бублик», который можно сжимать, тренируя мышцы кисти.

Переключаем. Если дурная привычка является следствием копирования чужого поведения, необходимо переключить внимание ребёнка на более достойные примеры для подражания. Расскажите ему историю из жизни или сказку, немного исказив сюжет. Например, поведайте дочке о том, что прекрасный принц передумал целовать Спящую красавицу, увидев кровавые корочки на её губах. Рисуйте вместе с ребёнком любимых персонажей, подчёркивая, какие у них аккуратные ногти, чистые носы, ровные завязки на плаще и т.д. Это занятие будет способствовать идентификации малыша с изображёнными героями.

Обучаем. Чтобы избавиться от любых вредных привычек, необходимо научить ребёнка достигать душевного равновесия «законными» способами. Прежде всего, научите сына или дочь жестикулировать во время разговора. Выразительные движения руками избавят его от скованности и волнения. Чаще обсуждайте различные неловкие ситуации и возможные выходы из них. Подробно опишите ребёнку, что следует делать, если ему скучно лежать во время тихого часа. Допустим, он может считать листья на дереве за окном, представлять, какой рисунок можно было бы нарисовать на потолке, или придумывать игру, в которую он будет играть на прогулке.

Поощряем. Предложите ребёнку вместе бороться с его вредной привычкой. Обсудите приз, который он хотел бы получить в случае победы над ней. В его роли совсем не обязательно должны выступать какие-то материальные предметы. Это может быть поход в парк, совместное катание на роликах или поездка в гости к приятелю. Заметив даже небольшие успехи в контроле за самим собой, не скупитесь на похвалу. Чтобы малыш чувствовал продвижение в борьбе с вредной привычкой, можно нарисовать календарь, в котором будет отмечено, сколько раз он попросил вас отрезать мешающие заусенцы вместо того, чтобы ковырять их, или переключился на полезное занятие, пока вы говорите по телефону. Старайтесь поощрять достигнутые промежуточные результаты, чтобы ребёнок чувствовал своё продвижение к победе и стремился к ней.

Следует отдельно отметить ситуации, в которых не стоит бороться с вредными привычками. Ведь стремиться сделать своего ребёнка идеальным – непосильная и бесполезная задача. У каждого из нас есть свои слабости и недостатки, и, как правило, к ним мы относимся более снисходительно, чем к детским «изъянам». Если привычка не вредит здоровью, имиджу ребёнка среди сверстников, а обладает некоторыми полезными функциями, не стоит лишать сына или дочь права на индивидуальные способы реагирования. Допустим, если ребёнок покусывает губы или сосёт кончик карандаша, пытаясь сосредоточиться на уроке, лучше отнестись к этому с пониманием. Представьте, что вам запретят держать руль автомобиля так, как вы привыкли, поскольку угол между руками составляет больше положенных 180 градусов, - далеко ли вы уедете?

Какой бы ни была вредная привычка, следует воспринимать её как признак того, что ребёнок находится в затруднительной ситуации. А значит, главная задача родителя – не отругать, а помочь, не наказать – а показать и поделиться полезным опытом.
Zwetylik

31 март 2014

55 фраз для похвалы ребенка и стимулирования его к лучшим своим проявлениям

Молодец!
Ты на верном пути!
Здорово!
Ты в этом разобрался!
Удивительно!
Это как раз то, что нужно!
Гораздо лучше, чем я ожидал!
Великолепно!
Поздравляю!
Прекрасно!
Я тобой горжусь!
Грандиозно!
Я просто счастлив!
Незабываемо!
Ух!
Мне очень важна твоя помощь!
Именно этого мы давно ждали!
Работать с тобой просто радость!
Это трогает меня до глубины души!
Ты мне необходим!
Сказано здорово – просто и ясно!
Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!
Остроумно!
Талантливо!
Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится!
Экстра – класс!
Ты одаренный!
С каждым днем у тебя получается всё лучше!
Ты сегодня много сделал!
Уже лучше!
Для меня нет никого красивее тебя!
Отлично!
Еще лучше, чем прежде!
Научи меня делать так же!
Потрясающе!
Тут мне без тебя не обойтись!
Классно!
Я знал, что тебе это по силам!
Поразительно!
Ты мне нужен именно такой, какой есть!
Неподражаемо!
Несравненно!
Никто не может заменить тебя!
Красота!
Я горжусь тем, что тебе это удалось!
Как в сказке!
Очень ясно!
Я сам не смог бы сделать лучше!
Ярко, образно!
Фантастика!
Очень эффектно!
Лучше, чем все, кого я знаю!
Прекрасное начало!
Ты просто чудо!
К этому осталось добавить: « Я люблю тебя!»

Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог
Alen 1986

10 июн 2014

Ребенку один год. На улице когда знакомые начинаютразговаривать с моей дочкой или даже просто строить глазки. Она смущается. Скорее пытается отвернуться..спрятаться за плечо.
Это тоже понимать как робость? И надо ли с этим как то бороться?
Nat05

16 дек 2014

Я думаю, в таком возрасте это нормально. Надо счас посмотреть, полгода прошло, смущается или нет. У меня первый ребенок стеснительный, а вот дочка такая напористая и активная, не заметила признаков стеснения. Для преодоления застенчивости и обретения уверенности в себе детей в спортивные секции, танцы и в театральные кружки советуют отдавать.
Rostov85

27 апр, 15:40

Помогите выйти из ситуации. Мой ребенок плохо говорит, и он это понимает, особенно со взрослыми, когда он хочет сказать, он 10 раз подумает сказать это или нет, а если надумает, говорит тихо, еле слышно. Иногда он прячит глазки, как будто он не услышал. Но я понимаю, что стеснительность у него из-за речи. Когда ему надо где-то сказать "да" или "нет". Он говорит громко и уверенно.И дома он говорит громко. Соответственно в садике речь у ребенка не развивается, он мало говорит, как быть совсем не знаю. Да и ребенок боится воспитателей что ли.
mamuska

23 мая, 19:50

Логопед вам в помощь
Rostov85

25 мая, 13:21

mamuska писал(а) 23.05.2016:Логопед вам в помощь
Да мы ходим к логопеду. Но одному логопеду сложно...хочется от воспитателей помощи, а они только жалуются, а в проблемах никак не хотят разбираться.
Nat05

22 июн, 11:36

Rostov85 писал(а) 27.04.2016:Помогите выйти из ситуации. Мой ребенок плохо говорит, и он это понимает, особенно со взрослыми, когда он хочет сказать, он 10 раз подумает сказать это или нет, а если надумает, говорит тихо, еле слышно. Иногда он прячит глазки, как будто он не услышал. Но я понимаю, что стеснительность у него из-за речи. Когда ему надо где-то сказать "да" или "нет". Он говорит громко и уверенно.И дома он говорит громко. Соответственно в садике речь у ребенка не развивается, он мало говорит, как быть совсем не знаю. Да и ребенок боится воспитателей что ли.
Если проблема в том, что ребенок плохо говорит, то на воспитателей не надейтесь, начинайте развивать и поддерживать сами, или пригласите репетитора, отдайте в развивашку, чтоб как можно больше общался и с детьми и со взрослыми (которые не будут ставить ярлыки а будут всячески поддерживать, подбадривать, поощрять разговоры.) Больше читайте, рассказывайте, учите стихи, пойте с ним песни, задавайте вопросы, никогда не говорите при ребенке, что он плохо говорит и у него проблемы - наоборот, говорите что то хорошее, что он очень уверенно говорит, рассказывает о чем то, хвалите, поощряйте малейшие успехи. Знайте сами и учите ребенка, что умение говорить- лишь навык, чем больше тренируешься, тем лучше получается и каждый может научиться и натренироваться.
Не написали возраст ребенка, если школьник (да и дошкольник тоже)- то можно к психологу обратиться- я так понимаю, что проблема не только в произношении звуков, а в психологических установках (плохо говорит) и страхе говорить.
Roktri

22 июн, 11:45

Rostov85 писал(а) 27.04.2016:Помогите выйти из ситуации. Мой ребенок плохо говорит, и он это понимает, особенно со взрослыми, когда он хочет сказать, он 10 раз подумает сказать это или нет, а если надумает, говорит тихо, еле слышно. Иногда он прячит глазки, как будто он не услышал. Но я понимаю, что стеснительность у него из-за речи. Когда ему надо где-то сказать "да" или "нет". Он говорит громко и уверенно.И дома он говорит громко. Соответственно в садике речь у ребенка не развивается, он мало говорит, как быть совсем не знаю. Да и ребенок боится воспитателей что ли.

Видимо кто-то при нем, либо прямо ему сказал ,что он плохо говорит, поэтому он стесняется. Тут уж самим работать, как вам уже сказали, на воспитателей не стоит надеяться. Вам нужно с ним заниматься, либо в развивашках и отмечать каждый его успех, прямо даже самый малюсенький. И даже если не было продвижений все равно говорит, что сегодня у него получается лучше, чем вчера. И ни в коем случае не сравнивать с другими, только с ним вчерашним.
Rostov85

29 июн, 14:42

Спасибо за ответы. Нам 4,2 года. я никогда себя ни с кем не сравнивала и ребенка своего тоже не буду. Когда он совсем плохо говорит, я ему могу сказать типа: "хорошо скажи, ты же умеешь" хотя это не правда, и я ему помогаю. А так вроде мы разговорились, но единственное, хотелось бы увидеть как он с нашей воспитательницей разговаривает (а то она в отпуске), а с чужими вроде пошло, уже не думает "сказать или не сказать".
Nat05

22 авг, 12:53

Мой со всеми хорошо разговаривает, а вот с воспитательницей в др. группе, к которой перевели ребенка- вообще не разговаривает, даже Здрасте ей не говорит, вообще никак. Дома и на кружках болтает со всеми без умолку, а в садике- тушуется., боится ее. Понятно, что дело в воспитательнице, а не в ребенке, как мне в садике говорят- сам он виноват, не нашел подход к воспитательнице. Я то думала, наоборот должно быть- воспитательница помогает адаптироваться деткам, а не наоборот, да видно, отстала я от современной образовательно- воспитательной программы.
Страницы: