Советы психолога Михаила Николаевича Писакина, основателя Центра конфликтологии и коррекции стресса «Дистех».
Подростки, какие они? Как общаться с подростком?
У Вас в семье растёт подросток. Это действительно ко многому обязывает. Он может оказаться «трудным», если вы не поймёте, что ваш милый, славный ребёнок, который послушно выполнял Ваши распоряжения, наставления, прилежно делал задания, – сегодня уже не тот.
Самое удивительное, мы все когда-то проходили через этот этап, но почему-то, когда проходят его наши дети, оказываемся совершенно не готовы. Тревога, сомнения заставляют включить режим защитника: «Я знаю как правильно, я тебя защищу, следуй за мной». Но ребенок отказывается ... И вот тогда и начинается кавардак в семье, некий «тяни-толкай».
Каждый родитель переживает это по-своему: кто-то в роли «командира», кто-то «пусть делает что хочет, не попробует – не узнает», ну а кто-то «мучает» подростка душевными разговорами с заглядыванием в глаза.
Как не потерять контакт с ребёнком, как понять и принять взросление – вопросы, которые беспокоят всех родителей подростков.
Как начать серьёзный разговор с ребёнком?
Как построить диалог, чтобы не превратить его в назидательную беседу?
Зачастую, ребёнок готов общаться только тогда, когда проблема становится уже очень серьёзной. Как грамотно выстраивать профилактически беседы?
Реальна ли вообще профилактика? Давайте разбираться вместе.
_____________
Как начать серьезный или значимый для вас разговор с подростком?
Если раньше при общении с маленьким ребёнком вы не задумывались о том, как вести разговор, то разговор с подростком – это целая стратегия.
Для начала разговора с подростком постарайтесь чётко сформулировать суть разговора и то, что вы хотите услышать от него. Не забывайте, что подросток может обидеться на вас из–за любого сказанного вами слова, которое он не приемлет.
Далее постарайтесь найти время для разговора.
Не начинайте разговор, когда ребёнок пришел с тренировки, из школы или любых ответственных занятий, где потратил много физических или эмоциональных сил.
Если разговор не терпит отлагательств, дождитесь, когда ребёнок облачится в домашнюю одежду, поест, успокоится, и только тогда целесообразно начать разговор.
Совет: не спешите, не выплёскивайте свое негодование сразу. Это убережёт вас от конфликта с ребёнком.
Как построить диалог, чтобы не превратить его в назидательную беседу?
Разговор начинайте с предложения попить чаю или поесть каких-то вкусняшек или подобрать подходящую обстановку. Далее озвучите цель разговора в краткой форме и сделайте паузу. По лицу вы поймёте готовность ребенка обсуждать этот вопрос.
Если же ребёнок не хочет обсуждать эту тему, он покажет своё недовольство выражением лица или эмоциональной реакцией.
Если для вас это значимый разговор, постарайтесь начать его с любых комфортных тем для ребёнка и после этого ещё раз вернитесь к вашему вопросу.
Будьте готовы к тому, что некоторые темы для ребёнка будут неприятны. В этом случае не настаивайте, пропуская эти темы, но по мере восстановления контакта возвращайтесь к ним с объяснением, для чего вам это необходимо.
В разговоре меньше говорите, а больше слушайте ребёнка. Дайте ему высказаться.
После разговора дайте экспертную оценку его пониманию ситуации, но ни в коем случае не унижайте и не оскорбляйте его.
Если есть претензии, постарайтесь обосновать их и получить экспертную оценку от ребёнка.
Совет: В разговоре есть одно Золотое правило: научитесь уважать мнение ребёнка, тогда разговор не перейдёт в назидательную беседу.
Как понять, что ребёнок вообще готов к восприятию?
Если ребёнок готов к диалогу, то он готов и к восприятию. Монолог родителя или ребёнка – это крик души. Если ребёнок готов общаться только тогда, когда проблема становится уже очень серьёзной, то для общения это уже поздновато.
Дети–подростки, самоутверждаясь, пытаются решить все проблемы самостоятельно.
Для того, чтобы заранее увидеть начало формирования проблемы, внимательно следите за поведением ребёнка. Оцените замкнутость, желание потреблять пищу, бессонницу, похудание, изменение осанки и цвета лица.
Если ребёнок обратился к вам со своей проблемой, не пытайтесь обвинить его в этом, а примите сторону эксперта, проанализируйте ситуацию и предложите варианты решения.
Далее обсудите план реализации этих вариантов.
Совет: Ребёнок–подросток как открытая книга. Научитесь её читать, и вы будете всегда в курсе его жизни.
Как грамотно выстраивать профилактические беседы?
Под понятием «профилактика» мы подразумеваем действия, которые не допустят ошибок.
Но особенность подросткового возраста – это ошибаться или подтверждать справедливость своих убеждений.
Но убеждения подростка – это сплав семейных традиций, знаний, полученных от других, и убеждений на основе маленького, но жизненного опыта.
Задача родителей – трансформировать эти убеждения ребёнка в сторону одобренных социальных правил: не укради, не убий, не обманывай и т.д.
Поэтому для родителей важно, согласно собственных представлений о добре и зле, контролировать убеждения подростка и не допустить, чтобы убеждения были аналогами «тюремной романтики», подражания богемной жизни и т.д.
Давайте слово «Профилактическая» заменим на синоним «Предосторожность». То есть задачей разговора является предостережение ребёнка от фатальных ошибок.
Исходя из такой концепции строится и беседа.
Беседа состоит из обсуждения резонансных новостей, школьных новостей, случаев, произошедших с подругами или друзьями ребёнка, или близкими ему и вам людьми. Возможно, сцен из фильмов или личностных переживаний кумиров.
Настоятельно рекомендую не переходить и не разбирать личностные особенности вашего ребёнка и не приводить примеры из его ошибок.
Беседы должны проходить в формате дискуссии. В дискуссии ведущее место отвести обсуждению мнения ребенка.
Совет: при соблюдении этих правил никакой разговор не перейдёт в нудную назидательную беседу, после которой у ребенка может сформироваться стойкое нежелание вообще с вами общаться.
Реальна ли вообще профилактика?
Конечно. Подросток, становясь самостоятельным (получив паспорт), может себе позволить многое. Алкоголь, наркотики, ранние интимные отношения и так далее.
Поэтому обязанность родителей, не унижая личность ребенка, повлиять на его убеждения и научить преодолевать трудные жизненные ситуации.
От того, как вы это сделаете, зависит форма проверки своих убеждений подростком. Либо это будет следование вашим инструкциям, либо самостоятельный поиск выхода из трудных ситуаций, основанных на убеждениях, которые вы сформировали.
Совет: Контроль убеждений ребёнка родителями – это их прямая обязанность.
Отдельный вопрос – это гаджеты.
Когда дети маленькие, вопрос решается просто: забираешь телефон/планшет, отключаешь интернет. Нет устройства – нет проблем. Но когда дети подрастают, увеличивается время, проведенное вне дома, и контроль усложняется. В современном мире детей надо учить выживать не только в лесу, но и в информационной среде.
Как научить фильтровать информацию, не забывать о своей жизни, следя за блогерами и чужими приключениями?
Гаджеты – это современное приобретение, которое жестко вошло в нашу жизнь. С помощью гаджетов современный человек познаёт мир, получая ту или иную информацию.
Это современное средство общения, но это и орудие труда.
Убрать или отказаться от этого уже невозможно.
Волевое ограничение использования гаджета вызывает сильный стресс, формирует агрессию и как результат формируется обида.
А вот нацелить ребёнка на то, чтобы использовать гаджет как средство производства (деловое общение, поиск деловой информации и т.д.), может охладить пыл ребёнка к его использованию. Сложно работать 24 часа.
Что бы это сделать, нужно как можно раньше вкатывать ребёнка во взрослую жизнь, со своими потребностями к выживанию и зарабатыванию средств.
Вместе находить и обсуждать интересную информацию для ребёнка, показывать альтернативные способы поиска информации.
Самое главное – самим показывать пример рационального его использования.
Заставить ребёнка фильтровать информацию невозможно. Для подтверждения своих догадок ребёнок всё равно будет искать ответы в интернете, читая отзывы, смотря «первоисточники».
В подростковом возрасте больший интерес представляют любовные отношения, сексуальный опыт, самовыражения и реализация своих убеждений.
Поэтому смело обсуждайте темы, связанные с сексом, наркотиками, молодёжными течениями, темы о деньгах и о хорошей жизни.
Если ребёнок поймет, что с вами можно говорить и обсуждать любые темы, то ему незачем будет искать лишнюю инфу. Ему проще спросить вашего мнения. Мнения родителя–эксперта.
Для детей важна быстрая реализация, а не долгий поиск выхода из кризиса.
Всё, что касается интереса к чужой жизни. Формируйте жизненную цель ребенка, и эта проблема отпадет сама.
Человек, у которого есть цель, меньше всего будет интересоваться жизнью других людей, пусть даже знаменитых.
Совет: быть родителем–экспертом в большинстве вопросов жизни вашего ребёнка.
Живое общение или виртуальное? К теме о гаджетах. Современные подростки возмущаются, что ограничивая доступ в интернет, мы лишаем их друзей и общения. Дружба через интернет – это новая реальность?
Безусловно. Формат общения изменился здорово. Показателем того является социальная сеть Одноклассники. Даже взрослое поколение подсело на этот вид общения.
Для того, чтобы дружить, нужно понять, кто такой друг, найти этого человека из сотни знакомых и, поняв, что вы сможете пожертвовать частью своего Эго для этого человека, начать более близкие отношения или «дружить».
Для подростка в отношениях очень важно получить или получать помощь, порой не затрачивая на это своих Эго-ресурсов.
Вот подростки и ищут человека, который может высказать своё сочувствие и постараться помочь этому ребёнку.
Таких предложений в интернете масса и намного больше, чем в реальной жизни. Поэтому ребёнку интересней научиться дружить в соцсетях, чем в жизни.
От этого формата дружбы мы уже не отойдём. Нужно признать новую форму дружбы подростка и научить ребёнка дружить через интернет, не забывая при этом прививать навыки общения вживую, исходя из своего опыта или опыта значимых членов семьи.
Совет: учить ребёнка дружить на основе собственного примера.
ред. 16 сент 2020, 12:03