Советы логопеда
В школе, к сожалению, всегда есть дети, испытывающие трудности в овладении чтением и письмом...
В школе, к сожалению, всегда есть дети, испытывающие трудности в овладении чтением и письмом. Нарушение этих процессов чаще всего возникает в результате недоразвития различных компонентов языка: фонематического восприятия (умения распознавать любой звук в слове в любой позиции), звукопроизношения, лексико-грамматических представлений.
Многим родителям кажется, что, например, дисграфия (нарушение письма) появляется ниоткуда, а другие считают, что раз у дедушки или у папы было нарушение письма, значит, совершенно нормально её появление и у ребенка.
Появившись, дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения), сами по себе не исчезают, а требуют коррекционной работы со стороны логопеда.
В каких случаях родителям следует быть особенно внимательными:
• если ребенок – переученный левша;
• посещает или посещал ранее логопедическую группу в детском саду;
• плохо ориентируется на листе бумаги;
• допускает аграмматизмы в речи (например, может сказать: «много карандашов» вместо «много карандашей»);
• нарушает структуру предложения: не ставит знаки препинания в конце и не пишет первое слово с заглавной буквы;
• не дописывает окончания слов, переставляет в словах буквы и слоги;
• путает графически сходные буквы, а также буквы, обозначающие фонетически сходные звуки.
Подобные ошибки при дислексии и дисграфии, как правило, носят стойкий характер. Если родители заметили что-то подобное, возможно, у ребёнка есть определенные трудности в письменной речи, и лучше обратиться за консультацией к специалисту. Если же недочёты встречаются редко, от случая к случаю, или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Факторы, влияющие на нарушения речи
Вообще, в этиологии подобных нарушений чтения и письма принимают участие как генетические, так экзогенные факторы. Осложнения беременности, асфиксии, медикаментозное вмешательство, стимуляция, вакуум, экстракция, выдавливание, травмы головы, инфекции мамы и череда детских инфекций – вот то, что может привести к нарушениям письма и чтения.
Очень важно время воздействия повреждающего фактора. Чем легче проходит 1 триместр беременности и сам процесс рождения – тем меньше шансов проявиться дисграфии и дислексии. Если мама проводит профилактику своего здоровья – шансы появиться подобным нарушениям речи ничтожно малы.
Русское письмо – алфавитное. Каждая фонема (минимальная единица звукового строя языка) обозначается буквой. У одной буквы может быть одно или несколько значений, обозначать сочетание двух фонем (я, е, ё, после «Ъ» знака, например, в слове съезд). В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Слова записываются так, как они слышатся и произносятся. Когда мы пишем, мы анализируем звуковой состав слова и обозначаем звуки соответствующими буквами. Для реализации такого вида письма ребенка в дошкольном возрасте необходимо научить различать (дифференцировать) фонемы и обучить навыкам фонематического анализа. Если этого не сделать, у малыша обязательно проявятся все недоработки в школе (дисграфия и дислексия очень часто связаны с нарушением реализации фонетического принципа).
Наш алфавит представлен тремя системами знаков: печатными, прописными, строчными. Буквы могут быть симметричными с одной или двумя осями симметрии: по горизонтали (Н, Х, Ж, О, М, П, Т, Ф и т.д.), по вертикали (т.е. симметричные относительно горизонтальной оси симметрии, проходящей через центр букв: В, Е, З, К, С, Л, М и др.) и не симметричными (И, Б, Я, Г, У и т.д.)
Меньше всего дети ошибаются в написании тех букв, которые имеют хотя бы одну ось симметрии. Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать в дошкольном возрасте не только внимание, но и зрительное восприятие.
Предположим, при рождении малышу дали 6-8 по шкале Апгар. Он родился слабеньким или много болел. Если с такой крохой не заниматься – нарушения речи в том или ином проявлении обеспечены!
Правила, которые нужно соблюдать!
Во-первых, речь в доме должна быть правильной! Заменяйте сюсюканье словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами (рука - РУЧКА, РУЧЕНЬКА, нога - НОЖКА, НОЖЕНЬКА, глаза - ГЛАЗКИ, ГЛАЗОНЬКИ и т.д.) С их помощью выражается отношение к называемому предмету, передаются эмоции говорящего, и речь становится эмоционально выразительной.
Во-вторых, для профилактики, например, дисграфии нужно использовать игры и различные движения на развитие мелкой моторики. Здесь на помощь придут кинезиологические упражнения.
Кинезиология[/color] – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период для развития – это возраст до 10 лет, пока кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Вот несколько полезных упражнений:
1. Колечко. Как можно быстрее поочерёдно перебирать пальчики рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. В прямом и обратном порядке.
2. Кулак – ребро – ладонь. Кулачок лежит на поверхности!
Для самых маленьких это упражнение вначале можно упростить: ладошка-кулачок.
Вот ладошка, вот – кулак!
Всё быстрее делай так!
3. Лезгинка. Левая рука сложена в кулачок, большой пальчик отставлен в сторону, кулачок развернут пальчиками к себе. Правой рукой прямой ладонью вниз в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. Потом одновременно меняется положение правой и левой рук.
4. Оладушки. Левая рука лежит на левом колене ладошкой вниз, а правая на другом колене, ладошкой вверх. Одновременно меняется положение ладоней. Теперь левая рука лежит ладошкой вверх, а правая – вниз.
Я пеку, пеку, пеку,
Всем пеку по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку я прянички.
5. Зеркальное рисование. На чистом листе бумаги одновременно взяв обеими руками по карандашу или фломастеру, рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, узоры.
6. Ухо – нос. Левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положения рук.
Отличной профилактикой нарушения письма являются детские игры.
Вот некоторые из них:
Игра «Раскраска»
Цель игры: развитие мелкой моторики, умения проводить непрерывные линии по готовому шаблону, развитие зрительного слежения и внимания.
Возраст: от 1 года и старше.
Материалы: восковые карандашики (или пальчиковые краски), книжка-раскраска «Правильная раскраска», влажные текстильные салфетки.
Ход игры:
Ребёнку предлагается карандашиком - «машинкой», «проехать» по контуру рисунка, стараясь ехать ровно по дорожке, а затем раскрасить получившийся рисунок.
Для самых маленьких обводка по контуру идёт пальчиком, смоченным в краске, а рисовать дорожки должен каждый пальчик;
Норма для раскрашивания – одна картинка в день.
Игра «Рисунки по клеточкам»
Цель игры: развитие умения работать по карте-схеме и умения ориентироваться в пространстве тетради, развитие зрительного восприятия, слежения, внимания и усидчивости.
Возраст: с 4 лет и старше.
Материалы: очень мягкие простые и цветные карандаши, ластик, тетрадь в крупную клетку или доска с маркерами.
Ход игры:
Ребенку предлагается украсить тетрадку разными узорами «чтобы было красиво»:
продолжить строчку до конца;
зеркально срисовать по клеткам;
дорисовать по клеткам вторую половину рисунка;
поиграть в школу и написать «графический диктант».
Вначале следует выбирать для повторения простые рисунки.
Если ребёнок путается и делает много ошибок, тренироваться легче на доске.
Норма – два или три узора в день.
Игра «Разноцветные буковки»
Цель игры: профилактика дисграфии – работа над образом букв, развитие зрительного слежения и внимания.
Возраст: с 4 лет и старше.
Материалы: простые очень мягкие или цветные карандаши, ластик, тетрадь в крупную клетку или доска с маркерами.
Ход игры:
Ребёнку предлагается:
обвести по контуру, а затем раскрасить крупно нарисованные буквы;
раскрасить «зашумленные» контуры букв;
одеть каждую буковку в полосатый халатик (заштриховывание контура букв);
дорисовать недостающую часть буквы.
Норма – две или больше в день (до 5).
Хочется напомнить родителям, что невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребёнка, если систематически не читать ему художественную литературу, которая позволяет решать многие задачи: воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам, пробуждает интерес детей к чтению.
С этой целью для занятий лучше отбирать интересные и высокохудожественные произведения, предлагать заучивать наиболее понравившиеся стихотворения, поощрять любое проявление творчества (сочинение собственных стихов, сказок, рассказов). Усилия, затраченные взрослыми на решение этих задач, послужат залогом успешного обучения ребёнка в школе.
Автор статьи: логопед Якимова Надежда Витальевна
Материал предоставлен МЦ "Ромашка"
Адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Эшкинина, 10Г
ИНН: 1215220689, ОГРНИП: 1171215008491 от 10.10.2017г.
С купоном от Сайта Покупок приём обойдётся со скидкой 10%.
Вырезать купон можно в декабрьском номере журнала "Сайт Покупок" (ищите журнал №12 во всех ЦО).
Срок действия купона: до 31 января 2019 года.